Проблема: «Принятие изолированных детей в классном коллективе
(Информационные материалы для классных руководителей)
« Если каждый классный руководитель, сделает всё от него зависящее для того, чтобы вверенный ему класс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, это сделает его чуточку счастливее в этом мире».
К сожалению, в каждом классе есть изолированные подростки. Как правило, это дети с неадекватным поведением. Они зачастую агрессивны, неуравновешенны, склонны к асоциальным поступкам. Своим поведением такие дети пытаются привлечь внимание одноклассников, но тем самым еще более отдаляют себя от коллектива.
Подростков этой группы можно разделить на две группы:
- подростки с высокой самооценкой, высокие притязания на признание и стремление к лидерству. Трудности в общении со сверстниками, у таких ребят часто сопряжены с неправильным представлением о своем реальном статусе в группе;
- подростки неуверенные в себе, с заниженной самооценкой, тревожные. Как правило, они удовлетворены своим положением в группе, так как данная группа не является для них референтной, либо среди ведущих мотивов не диагностируется мотивации на общение.
Напротив, среди качеств, присущих подросткам, занимающим высокое статусное место, ориентация на сверстников является одним из ведущих мотивов. Как правило, эти дети с достаточно адекватным представлением о себе, что позволяет им найти ту группу, в которой они будут признаны и оценены. Большое значение имеет тот факт, что эти подростки имеют достаточно высокий уровень эмпатии. С одной стороны, это дает возможность вызвать положительное эмоциональное отношение к себе, а с другой - чувствуя отношение к себе других, они стараются меньше общаться с теми, кто их не принимает, увеличивая число контактов с теми детьми, кто их принимает.
Изолированные подростки, как правило демонстрируют агрессивность, они подозрительны, зависимы, недружелюбны. Их агрессия носит оборонительный характер.
Зная особенности взаимоотношений подростков с разным социометрическим статусом в классе, классному руководителю необходимо выстраивать эффективную работу, направленную на решение проблем взаимоотношений подростков со сверстниками, в решении личностных проблем (низкая самооценка, неуверенность в себе и т.д.), повышение способности к социальной адаптации, оптимизации процесса социализации подростка, его личностного и профессионального самоопределения.
Ребенку-изгою очень трудно войти в коллектив, стать одним из них. Вырастая, он имеет массу комплексов, затруднение в общении со сверстниками, не адаптирован к жизни в обществе. Поэтому детям-изгоям надо помочь переступить через ту грань, которая отделяет его от других детей, выявить причины и устранить их, помочь реализовать себя в жизни, чтобы в будущем он чувствовал себя полноценным человеком.
Психологические особенности детей-изгоев:
– ребенок-изгой может отличаться как невысокой самооценкой и низким уровнем притязания, так и завышенной самооценкой и высоким уровнем притязания;
– дети-изгои сообщают о более сильном чувстве одиночества и чаще, нежели дети, принимаемые группой, склонны объяснять свои неудачи в отношениях со сверстниками внешними причинами.
Причины отверженности подростков:
– высокая активность в учёбе, нередко она воспринимается как своего рода отклоняющееся поведение;
– ситуация, когда в связи с теми или иными социальными обстоятельствами индивидуального развития ребенок на предшествующих этапах онтогенеза не “отработал” в необходимой мере “игровой период”, то есть когда игра, развивающие ресурсы которой не были задействованы в полной мере ранее, выходит на первый план, по сути дела, становится ведущей психико-развивающей деятельностью;
– застенчивость;
– когда ребёнок попадает в класс, где лидирует развлекательно-разгильдяйская группа.
Так же важную роль в становлении взаимоотношений ребёнка со сверстниками играют способы воспитания детей родителями. Можно выделить несколько типичных ошибок.
Первая – считают своего ребёнка всегда правым.
Вторая – вмешательство в отношения детей, когда их “не просят”, когда для этого нет веских оснований.
Третья ошибка родителей в воспитании своего ребёнка состоит как раз в том, что под видом совета они навязывают ребёнку свой опыт, своё мнение, свои представления о том, как надо действовать.
Четвёртая родительская ошибка - долгая память на обиды, нанесённые кем-либо его ребёнку.
Выстраивая свою работу с изгоями, педагогу необходимо помнить, что изгой - это "изнаночная" сторона эмоциональной жизни ученического класса. Как правило, в обыденном сознании изгойство ученического класса представляется в виде неприятия одного или двух учеников в классе. Причем факт изгойства обращает на себя внимание, когда отношения зашли уже достаточно далеко, когда действия изгоя или его одноклассников совершаются в состоянии аффекта и не укладываются в общечеловеческие стандарты.
Проблема отвержения одних детей другими может решиться только при комплексном подходе, при совместной деятельности классного руководителя, обучающихся и родителей.
Организовывать работу необходимо в нескольких направлениях:
- Анализ ситуации в коллективе, анализ позиции и поведения самого ребёнка.
- Работа с классом в целом.
- Работа с отвергаемым ребёнком.
- Профилактическая работа (взаимодействие с учителями и родителями).
Рекомендации классному руководителю по результатам социометрии:
1. Вовлечь изолированных учеников в совместную деятельность.
2. Помочь достигнуть успеха в той деятельности, от которой, прежде всего, зависит положение ребенка (например: преодоление неуспеваемости и т.д.)
Постараться преодолеть аффективность (вспыльчивость, драчливость, обидчивость), которая часто является причиной и, конечно, следствием психологической изоляции.
3. Хорошие результаты можно получить косвенными мерами: иногда полезно, чтобы робкого, одинокого ребенка поддержали авторитетные сверстники.
4. Избегайте неумеренного захваливания или противопоставления учащихся друг другу.
5. Часто, самое важное – наладить контакт ученика с педагогом. Дети должны увидеть, что педагог внимателен к ребенку и хорошо к нему относится.
6. Создать в классе атмосферу дружелюбия и искреннего стремления помочь товарищу.
7. Желательно, не включать в совместную деятельность детей (в групповую или парную работу), которые имеют друг к другу неприязнь, а также одностороннюю антипатию.
8. Покажите, что вы доверяете ребёнку.
9. Хвалите за каждое выполненное дело
10. Обсуждайте со всем классом успехи ребёнка, ставьте в ситуацию успеха.
11. Давайте «важные поручения» (посильные для данного ребенка), которые оценил бы весь класс
12. Единство требований семьи и школы
13. Учитывайте индивидуальные особенности ребёнка.
14. Следует четко и доступно предъявлять ребенку систему педагогических требований.